Обновлено: 14 марта 2024
Уважаемые обучающиеся и родители!
В данном разделе вы можете ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими проведение
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ в 2023-2024 году
Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования:
- Приказ Минпросвещения России и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 г. № 233/552 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (скачать)
- Постановление Правительства РФ от 26.01.2024г. № 67 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации и приёма на обучение в 2024 году» (скачать)
- Приказ Минпросвещения России и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.02.2023г. № 131/274 "Об утверждении особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах" (скачать)
ГИА-11
Информация о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 2024 году
О сроках и местах регистрации для участия и написания итогового сочинения (изложения) для участников ЕГЭ:
Заявления подаются не позднее, чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).
Обучающиеся 11 классов подают заявление в общеобразовательные организации; (форма заявления)
Экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна. (форма заявления)
Дата публикации: 25.10.2023 г.
О сроках проведения итогового сочинения (изложения):
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (06.12.23 г.), первую среду февраля (07.02.24 г.) и вторую среду апреля (10.04.24 г.).
Дата публикации: 25.10.2023 г.
О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения):
Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) можно в своей образовательной организации, а также на сайте http://www.egekbr.ru.
Результаты итогового сочинения (изложения) будут опубликованы в следующие сроки:
- не позднее 12 календарных дней после написания итогового сочинения (изложения) (срок написания итогового сочинения (изложения) - первая среда декабря (06.12.23 г.), первая среда февраля (07.02.2024 г.);
- не позднее 8 календарных дней после написания итогового сочинения (изложения) (срок написания итогового сочинения (изложения) - вторая среда апреля (10.04.24 г.), а также дополнительная дата, определнная Рособрнадзором.
- Приказ Минпросвещения КБР от 25.10.2023 г. № 22/1150 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Кабардино-Балкарской Республике в 2023-2024 учебном году» (скачать)
Дата публикации: 25.10.2023 г.
Информация о порядке проведения ГИА-11
О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА, местах регистрации на сдачу ЕГЭ (для участников ЕГЭ):
Приём заявлений для прохождения ГИА, в том числе для сдачи единого государственного экзамена - с 1 декабря 2023 года до 1 февраля 2024 года включительно.
Заявления для участия в ГИА подаются:
- в образовательные организации, в которых осваивают программы среднего общего образования, - для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, а также лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты; (форма заявления)
- в ГБУ «Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов» Минпросвещения КБР по адресу: г. Нальчик, пр. Ленина, 8 – для выпускников прошлых лет; обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (не имеющих среднего общего образования). (форма заявления)
- Приказ Минпросвещения КБР от 22.11.2023 г. № 22/1233 "О сроках и местах регистрации для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для сдачи единого государственного экзамена в 2024 году" (скачать)
- Образец согласия на обработку персональных данных (скачать)
- Схема подачи документов в государственную экзаменационную комиссию с бланками заявлений (скачать)
- Информация о сроках и местах подачи заявлений для участия в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ, в Кабардино-Балкарской Республике в 2024 году (скачать)
Дата публикации: 16.11.2023 г.
О сроках проведения экзаменов:
- досрочный период - с 22 марта по 22 апреля
- основной период - с 23 мая по 1 июля
- дополнительный период - с 4 по 23 сентября
- Расписание проведения ЕГЭ и ГВЭ-11 в 2024 году (скачать)
- Приказ Минпросвещения России №953/2116 от 18.12.2023 г. "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2024 году" (скачать)
- Приказ Минпросвещения России №955/2118 от 18.12.2023 г. "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2024 году" (скачать)
Дата публикации: 21.12.2023 г.
О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций:
Участник экзамена подает апелляцию о несогласии выставленными баллами на региональном портале http://ege.edu07.ru.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету.
Участник экзамена подтверждает, что размещенные на официальном сайте check.ege.edu.ru изображения бланков соответствуют экзаменационной работе, выполненной им на экзамене, аудиозапись соответствует аудиозаписи участника экзамена.
B случае если участник экзамена не подтверждает, что представленные бланки принадлежат ему, информация передается в РЦОИ.
КК рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение четырех календарных дней (кроме воскресенья), следующих за днем ее поступления в конфликтую комиссию.
Апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА участник экзамена подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, на покидая пункт проведения экзамена.
КК рассматривает апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.
-
Информация о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций размещается в соответствии с Положением о конфликтной комиссии КБР при проведении ГИА-11 в 2024 году после его утверждения.
- Приказ Минпросвещения КБР "Об утверждении Положения о экзаменационной комиссии КБР для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году" от 14.02.2024 №22/ 99 (скачать)
- Приказ об утверждении Положения об апелляционной комиссии при проведении ГИА-11 2024 году" от 21.03.2024 №22/ 221 (скачать)
Дата публикации: 20.12.2023 г.
О местах и порядке информирования о результатах ГИА:
Ознакомление с результатами экзамена по каждому общеобразовательному предмету проводится после официального утверждения результатов председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК).
Утверждённые председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК) результаты ГИА передаются РЦОИ в течение одного дня в муниципальные органы управления образованием.
Муниципальные органы управления образованием в течение последующего одного дня передают результаты ГИА в подведомственные образовательные организации.
Образовательные организации в течение одного дня после получения информации доводят результаты экзаменов до сведения участников ГИА, их родителей (законных представителей).
Ознакомиться с результатами по каждому общеобразовательному предмету можно на сайте checkege.rustest.ru, а также в личном кабинете на портале государственных и муниципальных услуг 07.gosuslugi.ru.
"О Порядке информирования о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2024 году" (скачать)
Дата публикации: 20.12.2023 г.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.
ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке. ЕГЭ по иностранным языкам проводится в устной и письменной форме.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам:
- Русский язык
- Математика
- Физика
- Химия
- История
- Обществознание
- Информатика
- Биология
- География
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Испанский язык
- Китайский язык
- Литература
Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе.
Федеральные документы
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» — СКАЧАТЬ
Приказ Минобрнауки России № 1274 от 17.12.2013 г. «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» — СКАЧАТЬ
Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году (направлены письмом Рособрнадзора № 04−31 от 01.02.2023 г.) —
СКАЧАТЬ
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» — СКАЧАТЬ
Приказ Минобрнауки России № 1274 от 17.12.2013 г. «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» — СКАЧАТЬ
Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году (направлены письмом Рособрнадзора № 04−31 от 01.02.2023 г.) —
СКАЧАТЬ
Приказ Минпросвещения КБР № 22/925 от 13.10.2021 г. "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в КБР в 2021-2022 учебном году (скачать).
Приказ Минпросвещения КБР № 22/998 от 10.11.2021 г. "О сроках и местах регистрации для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для сдачи единого государственного экзамена, в Кабардино-Балкарской Республике в 2022 году" (скачать).
Информация о сроках и местах подачи заявлений для участия в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ, в Кабардино-Балкарской Республике в 2022 году (скачать).
– Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в КБР в 2021 – 2022 учебном году
– Приказ о Порядке информирования о результатах ГИА – 11
– Приказ об утверждении Положения конфликтной комиссии КБР при проведении ГИА – 11 в 2022 году
– Положение о конфликтной комиссии КБР при проведении ГИА – 11 в 2022 году
– Дорожная карта по организации и проведению ГИА в 2021 – 2022 учебном году
– Рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам
– Памятка для родителей по подготовке детей к экзаменам
– Советы родителям детей с ОВЗ по ЕГЭ
ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ:
– Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года:
— кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена;
— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Перспективные модели измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования иллюстрируют возможные направления изменения КИМ ЕГЭ на основе ФГОС.
Решения о включении в КИМ ЕГЭ 2022−2024 г. г. заданий из перспективной модели будут приниматься с учетом результатов ЕГЭ 2021−2023 г. г., общественно-профессионального обсуждения и апробации. Обновление экзаменационных моделей ЕГЭ планируется проводить поэтапно, на протяжении нескольких лет, начиная с 2022 года.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года.
Единый государственный экзамен по русскому языку
Единый государственный экзамен по математике
|
Онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ 2022 года
22 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по иностранным языкам с участием Марии Вербицкой, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам
22 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по информатике с участием Сергея Крылова, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по информатике и ИКТ
19 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки китоговому сочинению 2021/2022 учебного года с участием разработчика тем итогового сочинения Алексея Федорова
18 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по литературе с участием Сергея Зинина, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе
15 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по русскому языку с участием Ирины Цыбулько, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку
14 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по истории с участием Игоря Артасова, заместителя руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по истории
8 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по математике с участием Ивана Ященко, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по математике
8 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по химии с участием Дмитрия Добротина, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по химии
7 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по физике с участием Сергей Стрыгина, члена комиссии по разработке КИМ ГИА по физике
7 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по обществознанию с участием Татьяны Лисковой, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по обществознанию
6 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по биологии с участием Андрея Максимова, заместителя руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии
5 октября 2021 г. состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2022 по географии с участием Александра Лобжанидзе, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по географии
Онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ 2021 года «На все 100!»
23 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по информатике и ИКТ с участием Сергея Крылова, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по информатике и ИКТ
22 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по русскому языку с участием Татьяны Малышевой, члена комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку
20 октября состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к итоговому сочинению 2020−2021 учебного года с участием Алексея Федорова, разработчика тем итогового сочинения
16 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по географии с участием Александра Лобжанидзе, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по географии
16 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по математике с участием Ивана Ященко, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по математике
15 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по иностранным языкам с участием Марии Вербицкой, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам
13 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по обществознанию с участием Татьяны Лисковой, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по обществознанию
12 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по физике с участием Сергея Стрыгина, члена комиссии по разработке КИМ ГИА по физике
9 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по литературе с участием Сергея Зинина, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе
8 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по биологии с участием Татьяны Шопенской, члена комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии
6 октября 2020 года состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по истории с участием Игоря Артасова, члена комиссии по разработке КИМ ГИА по истории
5 октября 2020 года в рамках программы «На все 100» состоялась видеоконсультация по вопросам подготовки к ЕГЭ-2021 по химии с участием Дмитрия Добротина, руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по химии
Видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2020 года
Специалисты ФИПИ — руководители и члены комиссий по разработке КИМ ГИА участвуют в онлайн-марафоне России «Домашний час» в сообществе Министерства просвещения Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте». Марафон открытых эфиров организован Минпросвещения России в помощь родителям и школьникам, которые находятся дома для защиты своего здоровья в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации.
3 апреля в онлайн-марафоне на тему «Что изменится в экзаменационных заданиях ЕГЭ и ОГЭ» директор ФИПИ Оксана Александровна Решетникова рассказала об изменениях в содержании экзаменационных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2020 года и самостоятельной подготовке к экзаменам, а также ответила на вопросы зрителей эфира. В частности, отвечая на один из популярных вопросов, будет ли в 2020 году из-за перехода школ на дистанционное обучение упрощен ЕГЭ, О. А. Решетникова сообщила, что такие изменения не планируются. Также в этом году не запланировано проведение экзаменов в компьютерной форме, это вопрос более отдаленной перспективы.
22 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по литературе выступил руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе Сергей Александрович Зинин.
21 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку выступила руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку Ирина Петровна Цыбулько.
21 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по биологии выступил руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии Валерьян Сергеевич Рохлов.
20 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по физике выступила руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по физике Марина Юрьевна Демидова.
16 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по географии выступил заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по географии Вадим Владимирович Барабанов.
15 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по химии выступил руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по химии Дмитрий Юрьевич Добротин.
14 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по истории выступил заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по истории Игорь Анатольевич Артасов.
14 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по английскому и китайскому языкам выступили руководитель рабочей группы по английскому языку комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам Инга Валерьевна Трешина и руководитель рабочей группы по китайскому языку комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам Ольга Александровна Масловец.
13 апреля по вопросам подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ выступил руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по информатике и ИКТ Сергей Сергеевич Крылов.
13 апреля по вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике выступил руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по математике Иван Валериевич Ященко.
7 апреля по вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию выступила руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по обществознанию Татьяна Евгеньевна Лискова.
КИМ ЕГЭ 2023
В данном разделе опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года.
Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики информирует о работе телефонов «горячей линии» по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в Министерстве образования, науки и по делам молодежи КБР и ГБУ КБР «Центр мониторинга и статистики образования».
По телефонам «горячей линии» можно получить следующую информацию:
— о сроках и местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении) и государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах;
— о сроках проведения экзаменов;
— о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций;
— о местах расположения пунктов проведения экзаменов;
— о сроках, местах и порядке информирования о результатах итоговой аттестации;
— об аккредитации общественных наблюдателей на территории КБР.
Информация о работе телефонов «горячей линии» и информационных сайтов по вопросам проведения ГИА на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2015-2016 учебном году
Наименование | Номер телефона «горячей линии» | Период работы | Адрес сайта, информирующего вопросы проведения ГИА |
Министерство образования, науки и по делам молодёжи КБР | 8 (866)240-1961 |
с 9.00 до 18.00 ч. (выходные: суббота, воскресенье) перерыв с 13.00 до 14.00 ч.а
|
edukbr.ru |
ГБУ КБР «Центр мониторинга и статистики образования» (РЦОИ) | (866)242-7690 |
с 9.00 до 18.00 ч. (выходные: суббота, воскресенье) перерыв с 13.00 до 14.00 ч.
с 9.00 до 18.00 ч. (выходные: суббота, воскресенье) перерыв с 13.00 до 14.00 ч. |
www.egekbr.ru |
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения изложения в 2021/2022
Методические рекомендации по организации и проведения ГИА-11, в том числе в форме ЕГЭ и ГВЭ, в 2022 году будут размещены в январе 2022 года.
Методические рекомендации для обучающихся по самостоятельной подготовке к ОГЭ
Специалистами ФИПИ подготовлены Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ 2020 года
Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования
Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Разработаны 485 заданий по истории, обществознанию, биологии, физике, химии, разработанные на основе межпредметных подходов к изучению русского языка с целью повышения уровня владения русским языком как основы культурного и образовательного единства.
Расписание проведения итогового сочинения (изложения)
Основной срок | Дополнительные сроки | |
1 декабря 2021 года | 2 февраля 2022 года | 4 мая 2022 года |
Тематические направления итогового сочинения
В 2021/22 учебном году утверждены следующие тематические направления итогового сочинения:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/22 учебного года.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА-11 проводится для:
обучающихся XI (XII) классов;
иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ также может проводиться для:
лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях;
лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
лиц, допущенных к ГИА-11 в предыдущие годы, но не прошедших ГИА-11 или получивших на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в дополнительные сроки.
ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:
обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;
лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) с ограниченными возможностями здоровья;
дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
ПОВТОРНО ДОПУСКАЮТСЯ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) в дополнительные сроки в текущем учебном году:
обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 настоящего Порядка;
участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет») за итоговое сочинение (изложение), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):
обучающимся – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;
лицам, проходящим ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании – в образовательные организации по выбору указанных лиц;
лицам, участвующим в итоговом сочинении по желанию – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
лиц со справкой об обучении, участвующим в итоговом сочинении по желанию — в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11.
Обучающиеся, лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации
и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:
ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
документ, удостоверяющий личность;
орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);
листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);
лекарства и питание (при необходимости);
специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов) (при необходимости).
Участники итогового сочинения (изложения) выполняют итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно) формата А4.
В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).
Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов – 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Содержание изложения»;
2. «Логичность изложения»;
3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.
Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.
Письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Письмо Рособрнадзора № 05−86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году
ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов Российской Федерации; использование результатов анализа итогового сочинения» для учителей русского языка и литературы (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации); для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации). Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.
— Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
— Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
- Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение (изложение)
В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды имеют право писать как итоговое сочинение, так и изложение.
! Результаты итогового сочинения могут учитываться организацией высшего образования при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в качестве индивидуального достижения.
Результаты изложения организацией высшего образования не учитываются.
Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому (или в медицинском учреждении).
При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, самостоятельно.
При проведении итогового сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:
- оказывают техническую помощь в части передвижения по месту проведения итогового сочинения (изложения), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению итогового сочинения (изложения);
- оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с руководителем образовательной организации, членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
- оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
- оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
- помогают при оформлении регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения), приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
- переносят итоговое сочинение (изложение) в бланки итогового сочинения (изложения);
- оказывают техническую помощь при выполнении итогового сочинения (изложения) на компьютере (настройка на экране, изменение (увеличение) шрифта и др.);
- вызывают медперсонал (при необходимости).
Участники сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им специальными техническими средствами.
Для участников итогового сочинения (изложения)с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель. Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя образовательной организации переносит устные сочинения (изложения) из аудиозаписей в бланки сочинения (изложения).
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-11
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-11 по их желанию проводится как в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), так и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме.
! Результаты ГВЭ признаются только в качестве результатов ГИА-11 и являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании. Результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в организации высшего образования. Поступить в организации высшего образования обучающиеся, сдававшие ГВЭ, могут по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяется образовательной организацией высшего образования самостоятельно.
ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ГИА-11
Участники ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-11 предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники ГИА-11 – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для проведения экзамена в специальных условиях.
В заявлении указанные участники ГИА-11 указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов.
! Предоставление условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-11 детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в том числе специальных условий, осуществляется ТОЛЬКО ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ими копии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и/или оригинала или заверенной в установленном порядке копии справки, подтверждающей инвалидность.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИА-11
Продолжительность экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается
на 1,5 часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»).
Продолжительность ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-11, УЧИТЫВАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов организуется питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
! Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, самостоятельно.
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов обеспечивается создание специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей:
в части передвижения по пункту проведения экзамена (ППЭ), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению экзаменационной работы);
в обеспечении коммуникации (с руководителем ППЭ, членами государственной экзаменационной комиссии, в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки);
помогают при оформлении регистрационных полей бланков ГИА-11, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
переносят ответы в экзаменационные бланки;
оказывают техническую помощь при выполнении ГИА-11 на компьютере (настройка на экране, изменение (увеличение) шрифта и др.);
вызывают медперсонал (при необходимости).
! В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях – родитель (законный представитель) участника ГИА-11.
- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств:
для слабослышащих участников ГИА-11 аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
для глухих и слабослышащих участников ГИА-11при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
для слепых участников ГИА-11 экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
для слабовидящих участников ГИА-11 экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
для участников ГИА-11 с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением.
Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ
Для рассмотрения апелляций участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-11 — детей-инвалидов и инвалидов конфликтная комиссия привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА-11), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА-11).
Вместе с участником ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, участником ГИА-11 ребенком — инвалидом, инвалидом на рассмотрении апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения конфликтной комиссией ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА-11 на бланки ГИА-11 конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ГИА-11 проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА-11 стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.
Расписание основной волны ЕГЭ – 2023
- 26 мая (четверг) – география, литература, химия;
- 30 мая (понедельник) – русский язык;
- 31 мая (вторник) – русский язык;
- 2 июня (четверг) – ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 3 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня;
- 6 июня (понедельник) – история, физика;
- 9 июня (четверг) – обществознание;
- 14 июня (вторник) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология;
- 16 июня (четверг) – иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 17 июня (пятница) – иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 20 июня (понедельник) – информатика и(ИКТ);
- 21 июня (вторник) – информатика (ИКТ).
Резервные дни ЕГЭ – 2022 основной волны
- 23 июня (четверг) – русский язык;
- 24 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 27 июня (понедельник) – география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 28 июня (вторник) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика (ИКТ);
- 29 июня (среда) – обществознание, химия;
- 30 июня (четверг) – история, физика;
- 2 июля (суббота) – по всем учебным предметам.
Расписание досрочного ЕГЭ – 2022
- 21 марта (понедельник) – география, литература, химия;
- 24 марта (четверг) – русский язык;
- 28 марта (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня; ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 31 марта (четверг) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), история, физика;
- 1 апреля (пятница) – иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 4 апреля (понедельник) – информатика (ИКТ);
- 7 апреля (четверг) – обществознание, биология.
Резервные дни досрочного ЕГЭ – 2022
- 11 апреля (понедельник) – география, химия, иностранные языки (раздел «Говорение»), литература, история;
- 13 апреля (среда) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), информатика (ИКТ), физика, обществознание, биология;
- 15 апреля (пятница) – русский язык, ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 18 апреля (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня.
Расписание ЕГЭ 2022 для выпускников прошлых лет ЕГЭ – 2022 (досрочная волна)
- 21 марта (понедельник) – география, литература, химия;
- 24 марта (четверг) – русский язык;
- 28 марта (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 31 марта (четверг) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), история, физика;
- 1 апреля (пятница) – иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 4 апреля (понедельник) – информатика (ИКТ);
- 7 апреля (четверг) – обществознание, биология;
- 11 апреля (понедельник) – география, химия, иностранные языки (раздел «Говорение»), литература, история;
- 13 апреля (среда) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), информатика (ИКТ), физика, обществознание, биология;
- 15 апреля (пятница) – русский язык, ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 18 апреля (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня.
Расписание ЕГЭ 2022 для выпускников прошлых лет ЕГЭ – 2022 (основная волна)
- 23 июня (четверг) – русский язык;
- 24 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 27 июня (понедельник) – география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 28 июня (вторник) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика (ИКТ);
- 29 июня (среда) – обществознание, химия;
- 30 июня (четверг) – история, физика;
- 2 июля (суббота) – по всем учебным предметам.
Расписание ЕГЭ – 2022 осенней волны
- 5 сентября (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня;
- 8 сентября (четверг) – русский язык.
Резервные дни ЕГЭ – 2022 осенней волны
- 20 сентября (вторник) – ЕГЭ по математике базового уровня, русский язык;
Продолжительность ЕГЭ 2022
- по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), биологии составляет 3 часа 55 минут (235 минут);
- по русскому языку, химии – 3 часа 30 минут (210 минут);
- по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (за исключением раздела «Говорение») – 3 часа 10 минут (190 минут);
- по математике базового уровня, обществознанию, истории, географии, китайскому языку (за исключением раздела «Говорение») – 3 часа (180 минут);
- по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (раздел «Говорение») – 17 минут;
- по китайскому языку (раздел «Говорение») – 14 минут.
Что можно брать на ЕГЭ – 2022?
Допускается использование участником экзаменов следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:
- по математике – линейка, не содержащая справочной информации (далее – линейка), для построения чертежей и рисунков;
- по физике – линейка для построения графиков, оптических и электрических схем; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступ к сетям передачи данных (в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – непрограммируемый калькулятор);
- по химии – непрограммируемый калькулятор; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот
и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов; - по географии – линейка для измерения расстояний по топографической карте; транспортир, не содержащий справочной информации, для определения азимутов по топографической карте; непрограммируемый калькулятор;
- по иностранным языкам – технические средства, обеспечивающие воспроизведение аудиозаписей, содержащихся на электронных носителях,
для выполнения заданий раздела «Аудирование» КИМ ЕГЭ; компьютерная техника, не имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; аудиогарнитура для выполнения заданий раздела «Говорение» КИМ ЕГЭ; - по информатике (ИКТ) – компьютерная техника, не имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- по литературе – орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов и определять значения лексической единицы.